Мурманск
по страницам истории

Улица в Октябрьском округе Мурманска. Начинается она от проспекта Ленина, затем пересекает улицу Челюскинцев и Терский переулок и смыкается в северо-западной части с Нижне-Ростинским шоссе.

Улица играет роль своеобразного рубежа — между центральными и северными кварталами Мурманска. Она расположилась вдоль подножия скальной гряды. Современное название улицы возникло по решению президиума Мурманского губисполкома. 22 июля 1925 года ряду улиц города дали новые названия. Так на северной окраине города появилась улица Карла Либкнехта - в честь одного из основателей коммунистической партии Германии. До переименования улица называлась Озёрной — возможно, из-за близости к Семёновскому и Среднему озёрам. Через улицу проходила нитка первого самотечного водопровода от Семеновского озера, построенного ударными темпами осенью 1920 года. Квартал между улицами Октябрьской и Карла Либкнехта начал застраиваться после войны одним из первых в городе. В строительстве принимали участие пленные немцы. Надо было вручную разобрать все завалы, на носилках вынести огромное количество разбитого кирпича и щебня, освободить площадки от камней и хлама.

В первые послевоенные годы на улице Карла Либкнехта, да и в ряде других районов пострадавшего от бомбежек города, каменные и деревянные жилые дома возводились преимущественно высотой в два этажа. За прошедшие десятилетия некоторые были снесены, но частично эти дома (но уже оснащённые различными коммунальными удобствами) сохранились до сих пор, что, конечно же, не красит центральную часть города. Застройка улицы многоэтажными зданиями велась в 50-х годах прошлого века. Так, 13 ноября 1958 года приняла первых учеников новая школа №34. Руководил школой директор Никульчиков Борис Акимович. В 1961 году на улице было построено первое в Мурманске троллейбусное депо. Именно отсюда 11 февраля 1962 года молодой водитель Владимир Киселёв впервые вывел  на линию троллейбус, положив начало новому в городе виду пассажирского сообщения. Кстати, мурманская троллейбусная сеть - первая и пока единственная в мире за Полярным кругом.

В восьмидесятые годы прошлого века обновление улицы шло преимущественно на участке, примыкающем к железнодорожным путям. Здесь были возведены объекты Мурманского морского пароходства: шестиэтажный корпус электронавигационной камеры и службы транспортного и ледокольного флотов «Трансфлот», а также четыре корпуса  мореходной школы. Через дорогу стоит здание областного государственного архива. Также из значимых объектов на улице расположены здание областного ГИБДД (рядом с ним памятник милицейской "копейке"), организация союза художников, объединенный визовый центр, школа №34, троллейбусное депо, множество других организаций и магазинов.

1-amber.jpg