Мурманск
по страницам истории

Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день на месте, где сейчас располагается Дворец культуры  имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Но еще в 70-х годах XIX века возникли планы устройства портового города за полярным кругом.  Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы. Создание порта было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.  Через полгода после основания, 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, город получил своё нынешнее название — Мурманск.

В 1917 году после победы Октябрьской революции в Петрограде, в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года войска Антанты были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошёл антибелогвардейский мятеж, советская власть утвердилась в городе 13 марта с приходом регулярных частей Красной армии.

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Один из районов города получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

Но постепенно город стал развиваться. Было принято во внимания его выгодное месторасположение на берегу незамерзающего пролива, позволившее стать Мурманску крупнейшим центром рыбного промысла, а также важным военно-стратегическим объектом. 

Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

В 30-х годах, с началом проведения исследований в Арктике, был открыт Северный морской путь, ставший постоянно действующей магистралью. Статус административного центра Мурманск получил в 1938 году. К этому времени город вырос из ничем не примечательного края в один из наиболее развитых промышленных центров.

В годы Великой отечественной войны, несмотря на превосходство в численности и технике, немецкие солдаты не могли захватить Мурманск. После неудачных попыток занять город немецкое командование решило сделать ставку на авиацию. Порядка 150 тысяч смертоносных бомб обрушилось на город и порт, уничтожив большую его часть. Но, невзирая на тотальные разрушения, Мурманск продолжал снабжать рыбой всю голодающую страну, через Мурманск прошла большая часть оружия и продовольствия, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции. За свой неоценимый вклад в победу и оборону Заполярья Мурманску было присвоено звание города-героя.

После окончания войны перед жителями города предстала страшная картина разрушений. Немедленно были начаты мероприятия по восстановлению города. 

В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число 15 городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. На развитие города было выделено 100 миллионов рублей. В течение первого послевоенного десятилетия были построены промышленные предприятия, причальные линии, школы, детские сады и ясли, кинотеатры, клубы и Дома культуры, телевизионный комплекс. Высокими темпами велось и жилищное строительство, уже к 1952 году, объём жилой площади в городе достиг довоенного уровня. Ещё через десять лет жилой фонд увеличился в три раза, а после ввода в строй домостроительного комбината строители города перешли от кирпичной кладки к индустриальному методу монтажа зданий.

Город сильно вырос в конце 1970-хначале 1980-х годов. Основная застройка Первомайского района и восточной части Октябрьского  — это панельные девятиэтажные здания. В центре города преобладают дома сталинской застройки, основная часть Ленинского округа состоит из «хрущевок». В последние годы активно идет снос и расселение ветхих деревянных домов. 

Современный Мурманск предстает перед нами развитым индустриальным, деловым, научным и культурным центром. Город располагает основной частью страховых, финансово-кредитных компаний и прочих учреждений регионального значения. Учитывая сконцентрированный в Мурманске значительный экономико-финансовый, трудовой и научный потенциал, город входит в число ведущих экономических центров региона.

1-amber.jpg