Мурманск
по страницам истории

Мурманский морской торговый порт (ММТП) смог стать одним из крупнейших портов России. Благодаря теплому течению Гольфстрим, залив не замерзает даже в суровые зимы, что дает возможность осуществлять круглогодичную навигацию без ледовой проводки. Ширина Кольского залива и глубины фарватера позволяют заходить и становиться на якорную стоянку практически любым судам – без ограничений по длине или осадке.

История Мурманского морского порта началась в годы  Первой мировой войны. С началом военных действий оказались заблокированными проливы Босфор и Дарданеллы, а также порт Санкт-Петербурга, и только Архангельский порт продолжил работу. Но с началом зимы, когда Белое море покрылось льдом, стала очевидной необходимость строительства нового порта в незамерзающем Кольском заливе. До строительства первых причалов на побережье залива в районе нынешнего торгового порта располагались несколько островов. 

Начало строительства. Источник http://kolanews.ru/news/odin-den-v-istorii/3589 Это место морской акватории, обнажаемое во время отливов, в 1915 году приглянулось изыскателям, которые искали площадку для крупного порта на севере. В Мурманском порту ядро старого пирса составили бывшие Семеновские острова, вокруг которых были построены отдельные свайные причалы, слившиеся затем в сплошную оторочку со сплошной засыпкой в середине, в которой исчезли бывшие острова. Здесь была возведена первая пристань, которая 1 сентября 1915 года приняла первый океанский пароход "Дротт"с грузами из Нью-Йорка для строившейся железной дороги. Спустя несколько месяцев завершилось строительство железной дороги, и к Мурманскому порту отправились первые поезда с грузами. С южной и северной стороны старого пирса устанавливалось по два парохода и один поперек у западного торца. Целый ряд ж/д путей пролегал по пирсу, соединяясь с путями станции. Еще во время Первой мировой войны начата была постройка второго пирса рядом к северу от первого, но выведена была только южная эстакада – пристань на два парохода с засыпкой позади первого причала и легкая торцевая пристань в виде примыкающего глаголя, названная Лихтерной. Затем до 1920 года работы были прерваны. А в 1929 году приступили к постройке северной набережной второго пирса длиной 155х155 и плюс 104 метра. Всего 414 метров. Старые причалы позволяли установку пароходов с осадкой 6 – 7 метров, новые причалы позволили прием пароходов с осадкой 8 – 8,5 метра, что  поставило Мурманский порт в разряд первоклассных портов СССР. Эта глубина не позволила применить деревянные сваи и каменная стенка была выведена на ряжах.

Коротко перечислим этапы дальнейшего развития порта:

  • В 1937 году рыболовная база, находившаяся в Мурманском порту, была выделена в самостоятельный рыбный порт.
    1938 год – открыто регулярное сообщение между Мурманском и портами Восточного побережья США.
    1939 год – в Мурманске создано морское арктическое пароходство Главсевморпути.
  • 1939 год - с началом Второй мировой войны через морской порт Мурманска начались поставки различных грузов в Испанию.
  • 1941 год - с началом Великой Отечественной войны морской порт Мурманск стал фронтовой территорией, самолеты врага методически бомбили причалы порта и суда, стоявшие у причалов.
  • 21 декабря 1941 года – под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошел первый союзный караван с военными грузами из Англии. Работники порта разгружали корабли, занимались ремонтом разрушенных в результате авиационных налетов причалы, чинили поврежденную технику. И вплоть до победного 1945 года порт принимал корабли союзников с грузами для фронта и тыла.
  • В 1945 году Мурманскому морскому торговому порту на вечное хранение передано переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР. После войны началось восстановление порта.
  • 1953 год – началось строительство комплекса для перевалки апатитового концентрата и уже 26 июля 1957 года  пароход «Лондо» был загружен апатитовым концентратом в количестве 5000 тонн с помощью первого транспортерного комплекса.
  • В 1964 году порт переработал более 4 млн. тонн груза, став по грузообороту одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за Полярным кругом.
  • 28 июля 1966 года – указом Президиума Верховного Совета СССР Мурманский морской торговый порт награжден орденом Трудового Красного Знамени.
  • 1970 год – открыта постоянная судоходная линия Мурманск-Дудинка-Мурманск.
  • 1974 год – объем грузопереработки в Мурманском торговом порту составил 8,7 млн. тонн (в Ленинградском порту – 8,6 млн. тонн).
  • 1 июля 1978 года – Мурманский морской торговый порт, Мурманское морское пароходство, Мурманское отделение железной дороги, железнодорожная станция, контора «Союзвнештранс» приступили к работе по единому непрерывному плану-графику работы транспортного узла, что позволило улучшить подачу вагонов в порт, сократить сроки обработки судов и вагонов.
  • 30 июня 1994 года – на базе государственного предприятия образовано акционерное общество «Мурманский морской торговый порт».
  • 1997 год – начало эксплуатации комплекса по перегрузке минеральных удобрений ЗАО «Агросфера».
  • 2003 год – сдан в эксплуатацию швартовный пал причала №4. С этого момента на причале №4 становится возможным обрабатывать суда типа PANAMAX грузоподъемностью до 80 000 тонн.
  • 2004 год – введена в эксплуатацию первая очередь комплекса по перегрузке глинозема.
  • 2009 год - грузооборот торгового порта достиг 15,2 млн тонн грузов.

Вид на угольные причалы торгового порта. Фото Александра Яновского.               По итогам 2012 года грузооборот порта увеличился на 8,6 % до 15,69 миллиона тонн и стал вторым по объёму грузопотока портом на северо-западе России после Санкт-Петербурга. А на следующий год грузооборот ММТП еще возрос и достиг 17,13 млн тонн грузов. В августе 2013 г. успешно произведена погрузка самого большого судна в истории порта: на борт теплохода Golden Beijing дедвейтом 175 тыс тонн погружено 153 тыс тонн угля.
ОАО «Мурманский морской торговый порт» располагает для работы семнадцатью причалами общей протяженностью около 3000 метров. Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 метров и длиной более 265 метров. Порт оснащен современной техникой. Это портальные краны грузоподъемностью до 40 тонн, погрузочная машина для перевалки апатитового концентрата производительностью более 1000 тонн в час, автопогрузчики грузоподъемностью до 32 тонн. Для осуществления вспомогательных операций имеются в распоряжении тягачи и ролл-трейлеры до 40 тонн, бульдозеры, тракторы и другая техника.

Мурманский торговый порт является практически единственным мощным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Сегодня через Мурманский порт экспортируется больше «черного золота», чем через порты Санкт-Петербурга, Кандалакши, Выборга и Высоцка вместе взятые. Причем основное направление экспорта – это страны Западной Европы. Таким образом, порт является крупным игроком не только на российском, но и на международном рынке.

В сентябре 2015 году в ходе празднования 100-летия предприятия открыт музей порта. Музей расположен рядом с набережной Кольского залива, где на вечной стоянке находится еще один музей – первый в мире атомоход «Ленин».

1-amber.jpg